ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
МБОУ «СОШ№19» г. НОВОЧЕБОКСАРСКА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества учащихся 9-11 классов школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональное просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Участники: учащиеся 1 – 11 классов;
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни
еловека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в
азличные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к рофессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного
ринятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ на 2019-2020 учебный год
Мероприятие |
сроки |
ответственный |
Работа с учащимися | ||
1. Итоги поступления выпускников в учреждения профессионального образования. |
Сентябрь в течение года |
Зам. директора по УВР |
2. Регулярное оформление стенда информационных материалов «Я выбираю профессию». |
В течение года |
Зам. директора по УВР, педагог - психолог |
3. Участие в республиканской акции волонтеров - профориентаторов «Твой выбор профессии» |
Октябрь - ноябрь |
Зам. директора по УВР, педагог - психолог |
4. Конкурс рисунков «Моя будущая профессия (5-7 класс). |
февраль |
Классные руководители, педагог -психолог |
5. Проведение классных часов : «Моя мечта о будущей профессии»- 1-4 кл, «Мир профессий» - 5- 8 классы, «Сотвори свое будущее» - 9-11 классы |
В течение года |
Классные руководители |
6. Профориентационная олимпиада «Я выбираю будущее» для 9 классов |
февраль |
Педагог - психолог |
7. Курс «Развитие учебно – познавательных мотивов младших школьников» ( на основе знакомства с миром профессий) |
в течение года |
Педагог - психолог |
8. Экскурсии на предприятия, учебные заведения (9-11 класс) |
в течение года |
Классные руководители, педагог - психолог |
9.Встречи с представителями предприятий, учебных заведений |
в течение года |
Зам. директора по УВР, классные руководители, педагог - психолог |
10. Проведение профессиональной диагностики учащихся 9,10, 11 классов. |
февраль |
Классные руководители, педагог - психолог |
11. Индивидуальные профконсультации для старшеклассников |
в течение года |
Педагог - психолог |
12. Защита проектов, мультимедийных презентаций «Моя будущая профессия»в рамках программы «Психология и выбор профессии» (9 класс) |
май |
Педагог – психолог |
13. Защита портфолио учащихся 9-ых классов |
май |
Зам. директора по УВР, классные руководители, педагог - психолог |
14. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе и в учреждениях дополнительного образования; |
в течение года |
Классные руководители |
15. Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями, привлечение консультантов, экспертов и научных руководителей |
в течение года |
Зам. директора по УВР, учителя - предметники |
12) Посещение «дня открытых дверей» (9-11 классы) |
май |
Зам. директора по УВ |
Работа с педагогическими кадрами. | ||
1. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися |
в течение года |
Зам дир. по УВР |
2. Организация для педагогов и классных руководителей индивидуальных и групповых консультаций, семинаров по профориентации |
в течение года |
Зам дир. по УВР, педагог - психолог |
3. Оказание помощи в разработке классным руководителям воспитательных мероприятий |
в течение года |
Зам дир. по УВР, педагог - психолог |
Работа с родителями | ||
1.Общешкольные родительские собрания: |
в течение года |
|
2. Организация проведение классных родительских собраний по вопросам профориентационной работы |
в течение года |
Зам. директора по ВР классные руководители |
3. Индивидуальные консультации для родителей показанию помощи детям в выборе профессии. |
в течение года |
Классные руководители, педагог – психолог |
4.Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения. |
в течение года |
Классные руководители |
5. Организация встречи уч-ся с их родителями - представителями различных профессий. |
в течение года |
Классные руководители |
6. Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации. |
в течение года |
Классные руководители, педагог – психолог |
Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» имеет договора с вузами о взаимовыгодном сотрудничестве (привлечение преподавателей университетов в качестве экспертов, консультантов, научных руководителей в обмен на предоставление возможности прохождения практики студентам).
Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями включает проведение: единовременного или регулярного научного семинара; научно-практической конференции; консультаций; круглых столов; вебинаров; мастер-классов, тренингов и др.
Наименование учреждений- партнеров |
Направление работы |
Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет) Волжский филиал |
проведение олимпиад по профилирующим предметам, участие на днях открытых дверей, на конкурсах рисунков среди 5-7 классов, ведение профориентационной работы, участие в научно-практических конференциях, круглых столов |
Чувашский государственный педагогический университет |
участие на днях открытых дверей, профориентационная работа, принятие студентов на педагогическую практику, участие в научно-практических конференциях, круглых столов, консультаций |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей "Вторая школа" (ВЗМШ) при МГУ им. М.В.Ломоносова |
разрабатывает учебную программу, пособия, контрольные задания, проводят консультации |
Негосударственное образовательное учреждение "Открытый молодежный университет", город Томск |
разрабатывает учебную программу, пособия, контрольные задания, ведет профориентационную работу, участие в научно-практических конференциях, круглых столов |
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в г. Чебоксары |
проведение олимпиад по профилирующим предметам, участие на днях открытых дверей, ведение профориентационной работы, проведение тренингов |
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» |
проведение олимпиад по профилирующим предметам, проведение спецкурса по экономике, ведение профориентационной работы, проведение тренингов |
Республиканский проект «Профильные инженерно-технические классы» |
участие в конкурсах, олимпиадах, мастер-классах |
Тематика классных часов.
№ |
1-4 классы |
1 |
Мир моих интересов |
2 |
Все работы хороши – выбирай на вкус. |
3 |
Профессии наших родителей. |
4 |
О профессиях разных, нужных и важных. |
5 |
Путь в профессию начинается в школе. |
6 |
Моя мечта о будущей профессии. |
7 |
Труд на радость себе и людям. |
5-8 классы. | |
1 |
Мир-профессий. Человек-техника. |
2 |
Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи. |
3 |
Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. |
4 |
Мир профессий. На страже закона. Встреча. |
5 |
Мир профессий.Книга-выставка. |
6 |
Мир профессий. Электронные помощники. |
7 |
Астрономия наших дней. |
8 |
Мир профессий. Когда на весах лекарства.Фармацевт. Встреча. |
9-11 классы. | |
1 |
Познай самого себя. |
2 |
Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование. |
3 |
Профориентация и медицинская профконсультация. |
4 |
Мотивы выбора профессии. |
5 |
Психологические характеристики профессий. |
6 |
Они учились в нашей школе. |
7 |
Выпускники школы-учителя |
8 |
Профессии с большой перспективой. |
9 |
Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека. |
10 |
Что век грядущий нам готовит? |
11 |
Профессии с большой перспективой. |
12 |
Сотвори свое будущее. |