Предпрофильная подготовка и профильное обучение

   ПОЛОЖЕНИЕ о предпрофильной подготовке  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» города Новочебоксарска Чувашской Республики

 

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

МБОУ «СОШ№19» г. НОВОЧЕБОКСАРСКА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями.

  Цель профориентационной работы в школе:

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

  Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества учащихся 9-11 классов школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

  Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- Профессиональное просвещение;

- Профессиональная диагностика;

- Профессиональная консультация и др.

Участники: учащиеся 1 – 11 классов;

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни

еловека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в

азличные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к рофессиональной деятельности;

- Представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного

ринятия решения о выборе профиля обучения;

- Профессиональное самопознание;

  10-11 классы:

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ на 2019-2020 учебный год

Мероприятие

сроки

ответственный

Работа с учащимися

1. Итоги поступления выпускников в учреждения профессионального образования.

Сентябрь

в течение года

Зам. директора по УВР

 

2. Регулярное оформление стенда информационных ма­териалов «Я выбираю профессию».

В течение года

 

Зам. директора по УВР, педагог - психолог

3. Участие в республиканской акции волонтеров - профориентаторов «Твой выбор профессии»

Октябрь - ноябрь

Зам. директора по УВР, педагог - психолог

4. Конкурс рисунков «Моя будущая профессия (5-7 класс).

февраль

 

Классные руководители, педагог -психолог

5. Проведение классных часов :

«Моя мечта о будущей профессии»- 1-4 кл,

 «Мир профессий» - 5- 8 классы,

«Сотвори свое будущее» - 9-11 классы

В течение года

 

 

Классные руко­водители

 

 

6. Профориентационная олимпиада «Я выбираю будущее» для 9 классов

февраль

 

 Педагог - психолог

 

7. Курс «Развитие учебно – познавательных мотивов младших школьников» ( на основе знакомства с миром профессий)

в течение года

 

Педагог - психолог

8. Экскурсии на предприятия, учебные заведения (9-11 класс)

в течение года

 

Классные руко­водители, педагог - психолог

9.Встречи с представителями предприятий, учебных заведений

в течение года

 

Зам. директора по УВР, классные руко­водители, педагог - психолог

10. Проведение профессиональной диагностики учащихся 9,10, 11 клас­сов.

февраль

 

Классные руко­водители, педагог - психолог

11. Индивидуальные профконсультации для старшеклассников

в течение года

Педагог - психолог

12. Защита проектов, мультимедийных презентаций «Моя будущая профессия»в рамках программы «Психология и выбор профессии» (9 класс)

май

 

Педагог – психолог

 

13. Защита портфолио учащихся 9-ых классов

май

Зам. директора по УВР, классные руко­водители, педагог - психолог

14. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе и в учреждениях дополнительного образования;

в течение года

Классные руководители

15. Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями, привлечение консультантов, экспертов и научных руководителей

в течение года

Зам. директора по УВР, учителя - предметники

12) Посещение «дня открытых дверей»

(9-11 классы) 

                   май

Зам. директора по УВ

Работа с педагогическими кадрами.

1. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися 

в течение года

Зам дир. по УВР

2.  Организация для педагогов и классных руководителей индивидуальных и групповых консультаций, семинаров по профориентации

 

в течение года

 

Зам дир. по УВР,

педагог - психолог

3. Оказание помощи в разработке классным руководителям воспитательных мероприятий

в течение года

 

Зам дир. по УВР,

педагог - психолог

Работа с родителями

1.Общешкольные  родительские со­брания:
- «Как правильно выбрать профес­сию. Рынок труда» (8-9 классы), «Куда пойти учиться» (10-11 классы)

в течение года


 Зам. директора по ВР классные руко­водители

2.  Организация  проведение классных родительских  собраний  по вопросам профориентационной работы

в течение года

Зам. директора по ВР классные руко­водители

3. Индивидуальные консультации для родителей показанию помощи детям в выборе профессии.

в течение года

Классные руководители, педагог – психолог

4.Привлечение  родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения.

в течение года

Классные руко­водители

5.  Организация встречи уч-ся с их родителями - представителями различных профессий.

в течение года

Классные руко­водители

6. Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.

в течение года

Классные руководители, педагог – психолог

  Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» имеет договора с вузами о взаимовыгодном сотрудничестве (привлечение преподавателей университетов в качестве экспертов, консультантов, научных руководителей в обмен на предоставление возможности прохождения практики студентам).

Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями включает проведение: единовременного или регулярного научного семинара; научно-практической конференции; консультаций; круглых столов; вебинаров; мастер-классов, тренингов и др.

Наименование учреждений- партнеров

Направление работы

Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет) Волжский филиал

проведение олимпиад по профилирующим предметам, участие на днях открытых дверей, на конкурсах рисунков среди 5-7 классов, ведение профориентационной работы, участие в научно-практических конференциях, круглых столов

Чувашский государственный педагогический университет

участие на днях открытых дверей, профориентационная работа, принятие студентов на педагогическую практику, участие в научно-практических конференциях, круглых столов, консультаций

Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей "Вторая школа" (ВЗМШ) при МГУ им. М.В.Ломоносова

разрабатывает учебную программу, пособия, контрольные задания, проводят консультации

 

Негосударственное образовательное учреждение "Открытый молодежный университет", город Томск

разрабатывает учебную программу, пособия, контрольные задания, ведет профориентационную работу, участие в научно-практических конференциях, круглых столов

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в г. Чебоксары

проведение олимпиад по профилирующим предметам, участие на днях открытых дверей, ведение профориентационной работы, проведение тренингов

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

проведение олимпиад по профилирующим предметам, проведение спецкурса по экономике, ведение профориентационной работы, проведение тренингов

 Республиканский проект «Профильные инженерно-технические классы»

участие в конкурсах, олимпиадах, мастер-классах

Тематика классных часов.

1-4 классы

1

Мир моих интересов

2

Все работы хороши – выбирай на вкус.

3

Профессии наших родителей.

4

О профессиях разных, нужных и важных.

5

Путь в профессию начинается в школе.

6

Моя мечта о будущей профессии.

7

Труд на радость себе и людям.

5-8 классы.

1

Мир-профессий. Человек-техника.

2

Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.

3

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс.

4

Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5

Мир профессий.Книга-выставка.

6

Мир профессий. Электронные помощники.

7

Астрономия наших дней.

8

Мир профессий. Когда на весах лекарства.Фармацевт. Встреча.

9-11 классы.

1

Познай самого себя.

2

Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.

3

Профориентация и медицинская профконсультация.

4

Мотивы выбора профессии.

5

Психологические характеристики профессий.

6

Они учились в нашей школе.

7

Выпускники школы-учителя

8

Профессии с большой перспективой.

9

Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.

10

Что век грядущий нам готовит?

11

Профессии с большой перспективой.

12

Сотвори свое  будущее.